ЗИМЕНС ИНГА ВЛАДИМИРОВНА
Педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», руководитель творческого объединения «Звёздный дождь», имеет высшую квалификационную категорию, стаж педагогической деятельности - 18 лет
Девиз : Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника. (В.А.Сухомлинский)
Визитная карточка
Авторское эссе
"Что сегодня важнее - воспитательный эффект или педагогическая эффективность занятий в дополнительном образовании?"
Дополнительное образование имеет свои особенности. Одна из них – отсутствие жестких стандартов, что дает преимущество в выборе содержания образования, методики обучения и воспитания. Это особое образовательное пространство, где его открытость, мобильность и гибкость способны удовлетворять самые разнообразные интересы детей. Дает возможность выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования, тем самым делает занимательным творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи.
Как же оценить роль воспитательного эффекта и педагогической эффективности на занятиях в дополнительном образовании и что из них является важнее, сегодня вызывает много дискуссий в области образования.
Поэтому, прежде чем оценивать их роль, необходимо самой разобраться в определении этих двух понятий.
Воспитательный эффект системы дополнительного образования заключается в развитии учащихся, в получении им качеств, необходимых для жизненной их самореализации, в построении и осуществление собственной жизненной траектории. А педагогическая эффективность показывает степень достижения целей обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса, результативность применения тех или иных форм, средств, технологий на практике.
Особенность работы педагога дополнительного образования заключается в том, что на каждом занятии обязательно наряду с достижением воспитательных целей решаются и образовательные задачи. На мой взгляд, только сочетая воспитательный эффект с педагогической эффективностью можно добиться поставленных целей. Ведь единство учебно-воспитательного процесса заложено в самом понятии дополнительного образования, которое, согласно Федеральному закону «О дополнительном образовании», определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Я убеждена, что педагогическая эффективность и воспитательный эффект – это не взаимоисключающие понятия, а дополняющие друг друга аспекты образования. Очень точно об этом сказал главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, Михаил Иосифович Рожков: «Целостность воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение!» И этот принцип я использую у себя на занятиях с детьми по вокалу, которые одновременно имеют как педагогическую, так и воспитательную эффективность.
В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что каждый ребенок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему чувствовать, слушать и слышать себя, свои эмоции. Им помогает в этом музыка, которую нельзя исполнять статично, не вкладывая свою душу. Именно через музыку учу сопереживать и проживать различные эмоции и чувства, такие как: радость, грусть, гнев, любовь, боль, счастье. Моя задача как педагога не только обучить детей выбранному виду творчества, но и создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где учащиеся смогут получать новые знания, достичь результатов, самореализоваться и чувствовать себя успешными. Для того, чтобы занятия были эффективными и интересными для детей, особое внимание уделяю выбору приёмов, методик и технологий. Поэтому пытаюсь найти к каждому учащемуся особенный подход, выявить все сильные и слабые стороны и максимально скорректировать учебный процесс для развития в ребенке многогранно развитой личности, в том числе и духовно богатой. Ведь одной из целей национального проекта РФ «Образование» является – «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций».
Считаю, что роль вокального исполнительства велика в современной культуре. Оно является одним из важнейших факторов формирования духовности детей, их мировоззрение, вкуса, любви к искусству. В процессе воспитательной работы с детьми, прививаю базовые национальные ценности: любовь к Родине, ценность семьи, здоровья, образования, уважение к труду и творчеству, содействую эстетическому развитию. А также способствую развитию внутреннего потенциала учащихся, помогаю им раскрыть свои творческие способности и развить свои лучшие личностные качества, что может существенно повлиять на их будущую карьеру.
Поэтому, как педагог дополнительного образования со стажем, могу с уверенностью сказать, что воспитательный эффект и педагогическая эффективность занятий - эти два понятия являются равнозначными важными для организации воспитательно - образовательного процесса в дополнительном образовании.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа