Сведения о возможности, порядке и условиях внесения
физическими и (или) юридическими лицами добровольных пожертвований и целевых взносов,
механизмов принятия решения
о необходимости привлечения указанных средств на нужды образовательной организации
Деятельность различных благотворительных и общественных некоммерческих организаций (фондов), которые создаются на базе образовательных учреждений с целью объединения усилий граждан и юридических лиц для поддержки образовательных инициатив, является полностью самостоятельной и строится на договорной основе с руководством образовательных учреждений в рамках социального партнерства.
- Оказание благотворительной помощи регламентируется следующими законодательными актами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.08.1995 К 1 35-ФЭ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 №18), Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (письмо Центрального банка Российской Федерации от 05.01.1998 №14-П).
Благотворительная помощь (добровольные пожертвования) со стороны юридических и физических лиц может оказываться в денежной форме (наличной и безналичкой), а также в виде предоставления различных товаров, имущества, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.
Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения либо договоров дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (ст.582 ГК РФ), заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:
· сумма взноса;
· конкретная цель использования средств, связанная исключительно с уставной деятельностью учреждения;
· реквизиты благотворителя;
· дата внесения средств.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п.2 ст.582 ГК РФ).
Расходование благотворительных пожертвований в форме денежных средств допускается только в соответствии с их целевым назначением, определенным в договоре пожертвования. В частности, в качестве такой цели может выступать оплата охранных услуг, оказываемых образовательному учреждению специализированными организациями.
Привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды образовательного учреждения должно производиться только в соответствии с требованиями законодательства.
Руководителям образовательных учреждений необходимо обеспечить процедуру оформления приходного кассового ордера и выдачу его благотворителю через ЦБ (при отсутствии у образовательного учреждения собственной бухгалтерии) в установленном порядке. При этом должно быть обеспечено:
– поступление денежных средств благотворителей на расчетные счета образовательных учреждений;
– оформление в виде акта с подписями руководителя и материально ответственного лица образовательного учреждения, благотворителя;
– в договоры необходимо включать обязательное условие о предоставлении отчета о расходовании благотворительных средств не позднее, чем через 1 месяц после использования средств, благотворителю;
– оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных ими средств;
– ежегодное представление публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств;
– запрещение иным работникам образовательных учреждений, кроме специально установленного работника бухгалтерии, сбора наличных денежных средств.
Пожертвования в материальной форме приходуются образовательным учреждением.
В соответствии с п.8 ст.41 Закона Российской Федерации «Об образовании и ст.572, 582 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников к внесению денежных средств со стороны работников образовательных учреждений, неправомерных действий органов самоуправления образовательных учреждений, в том числе, родительских комитетов, попечительских советов и
других в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.
Вмешательство со стороны руководителей образовательных учреждений в деятельность общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов) является противозаконным.
В дополнение сообщаем, что нарушение вышеуказанных норм - нарушение образовательным учреждением принципа добровольности при привлечении средств родителей обучающихся: принудительный сбор денег на ремонт, охрану и др. (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.1995 №48-М «О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающихся»); принуждение со стороны администрации образовательного учреждения и учителей к получению платных образовательных и иных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.200 1 Х9505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»); требование внесения так называемого «вступительного взноса» при приеме ребенка в образовательное учреждение (нарушается п.З ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании»); нарушение должностных инструкций педагогического персонала путем привлечения к сбору благотворительных пожертвований классных руководителей (нарушение регламента приема пожертвований, изложенных в ФЗ от 11.08.1995 К135-Ф3 <Ю благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), а также «Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 11218), «Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» (письмо ЦБ РФ от 05.01.1998 1121441); расходование привлеченных средств без согласованной с органами общественного самоуправления сметы доходов. и расходов; сбор денежных средств наличным путем, без оформления надлежащих кассовых документов (инструктивное письмо от 15.12.1998 1(957 «0 внебюджетных средствах образовательных учреждений» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации) – может квалифицироваться по следующим составам административных нарушений и повлечь за собой следующую ответственность:
нарушение или незаконное ограничение крана на образование, выразившееся в нарушении или ограничении прана на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно - незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, согласно статьи 5.57. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей;
нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей;
совершение административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, согласно статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей;
нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Реквизиты для пожертвований:
Наименование организации (полное) |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" |
Сокращенное наименование организации |
МБУ ДО ДДТ |
Юридический адрес (почтовый адрес) |
652 707, Россия, Кемеровская обл., г. Киселевск, ул. Панфилова, 7, телефон 8 (38464) 2-55-40 |
ИНН/КПП |
4211007429/421101001 |
Л/СЧ |
20396U68760 |
ОКПО |
26642032 |
ОГРН |
1024201256573 |
ОКВЭД |
85.41 |
ОКОГУ |
4210007 |
ОКАТО |
32416000000 |
ОКФС |
14 |
ОКОПФ |
75403 |
октмо |
32716000001 |
БИК, р/сч |
043207001 |